sTHINKs (sthinks) wrote,
sTHINKs
sthinks

Categories:

За волшебной рекой Самбатион - часть 1

Раз был заказ, выполняю. Надеюсь, это может быть любопытным для более широкого круга френдов :).

Необходимый дисклеймер:



1. Я ни в коем разе не историк, не исследователь и не литератор. Я популяризатор :). Посему то, что я пишу/рассказываю - почти всегда компиляция с некоторыми вкраплениями собственных...ммм... идей (да и те, наверняка, приходили не только в мою голову :)). Так что в плагиате не упрекайте - я сама признаюсь :) - и на литературные достоинства, пожалуйста, не рассчитывайте.

2. Для знатоков, занимающихся историей всерьез и профессионально (а среди моих френдов их есть), здесь едва ли найдется что-то интересное. Но если кто-то из вас все же прочтет, заметит огрехи и поправит, буду признательна.

3. БОльшая часть того, что я когда-либо писала, рассчитана на рассказчика, на ведущего - на голос, как правило, мой собственный (вот этот под номером 8 - из Алисы) , на интонацию, мимику, на общение с залом. Причем у меня ведь обычно не лекции, а, скажем, занятия с разговорами песнями и плясками , вопросами, играми... То, что я сейчас вам предлагаю - примерный план занятия. Глазами все читается, увы, не так. Но переделывать некогда.



И начну я, пожалуй, с темы, всплывшей в одном из комментариев к предыдущем посту -  По следам потерянных колен Израилевых или За волшебной рекой Самбатион.
Часть 1.

******************************************************************

В 1524 году по христианскому летоисчислению (по еврейскому календарю - 5284) среди венецианских евреев распространяются удивительные слухи. Оказывается, потомки некоторых из исчезнувших колен Израилевых живут где-то далеко на Востоке - живут свободно и независимо. Их царство сильно, а народ многочисленен и храбр. Единственное, что омрачает их счастливую жизнь - это тоска о Святой Земле и разрушенном Храме.
sambatyon2
Поводом для этих слухов послужило появление странного человека. Гость называл себя Давидом Реувени, david Reubeniпринцем и военачальником из затерянной в глубинах Аравии пустынной страны воинов-иудеев Хабор, населённой потомками колен Реувена, Гада и Менаше. Он поведал, что является посланником своего брата, царя Йосефа. Что же до цели визита, то прибыл он не столько к своим собратьям - европейским евреям - но к христианским владыкам, дабы склонить их к военному союзу против ислама.
Конечно, далеко не все приняли слова Реубени за правду. Некоторые считали его самозванцем. Хотя и старались не говорить об этом открыто, поскольку большинство встретило посланца страны Хабор с восторгом. И это понятно - ведь основную массу венецианских евреев составляли изгнанники из Испании. Они жили надеждой.


Давид Реувени добился аудиенции у духовного лидера христианского мира. Его принял римский папа Климентий VII (в ближайшем окружении которого состоял весьма знаменитый позднее кардинал Эджидио де Витербо, гебраист, гуманист и христианский каббалист, в доме которого и остановился Реувени). Посол еврейского царства был римским первосвященником обласкан и получил от него разрешение посетить Португалию и рекомендательные письма к португальскому королю Хуану. Теперь даже скептики из еврейских общин умолкли. Не мог же римский папа оказать такой почет самозванцу.

Давид Реубени выезжает в Португалию (куда, кстати, евреям был въезд запрещён). Король Хуан благосклонно принимает посланника и с интересом выслушивает его предложения. (Посланца еврейского короля нисколько не интересовали преследование португальскими властями евреев и насильственная христианизация). Единственное, чем осложняется визит Реубени в Португалию - это чрезмерно бурный прием, оказанный еврейскому принцу португальскими марранами (показавший португальским властям, что "новые христиане" в большинстве своем остались верными прежней вере). Король рекомендовал послу поскорее покинуть Португалию, однако не отверг его предложений. Давид Реубени вернулся в Италию, причем не один.

Среди португальских марранов немало было людей, сделавших блистательную карьеру. Lejzerovich2Один из них - Диего Пирес - был аж личным секретарем португальского короля. Но после встречи с Реубени Диего отрекается от христианства, от карьеры, от богатства, сам себе делает обрезание, принимает еврейское имя Шломо Молхо и отправляется в Италию - вслед за еврейским принцем. Шломо посещает Палестину: Иерусалим, Хеврон, Сафед (Цфат). В Цфате он общается с каббалистами. Окончательно убеждается в том, что призван помочь Давиду Реубени в его миссии. И возвращается в Италию, в Рим. Здесь в Риме Шломо Молхо вскоре прославился своими предсказаниями - в частности, точно предсказал разлив Тибра и наводнение. В результате Молхо приобрел сильное влияние на кардинала и даже на самого римского папу.

В 1532 году Давид Реубени вместе с Шломо Молхо отправляются к императору Священной Римской империи Карлу V все с той же целью - предложить план совместных действий против мусульман-турков. ph02802И тут происходит сбой. Карл V принял посланцев недоверчиво. Возможно, роковую роль сыграло покровительство папы - императоры постоянно соперничали с Ватиканом. Миссия Реубени и Молхо окончилась трагически - император приказал арестовать обоих. Правда, ни Давида Реубени, ни его спутника не обвиняли ни в самозванстве, ни в попытках какой-либо подрывной деятельности. Формально Шломо Молхо был обвинен в отступничестве от христианства. Бывший португальский марран вернуться в лоно церкви отказался, и его приговорили к сожжению.
А что же случилось с Давидом Реубени, с "еврейским принцем"? Умер ли он в испанской темнице, как утверждает один из знаменитых современников - раввин Йосеф Каро, автор свода законов "Шульхан Арух"? Был ли выслан из Европы в те самые края, откуда, как он сам говорил, прибыл со своей невероятной миссией, и умер в Аравии? Ничего неизвестно.
Уйма догадок, исследований, книг (в том числе, художественных)... Но я хочу сосредоточиться на другом удивительном обстоятельстве.

В документах подчеркивается странное равнодушие Давида Реубени к проблемам европейских евреев. Конечно, можно объяснить тем , что он не хотел лишний раз вызывать недовольство христиан, с которыми имел дело. Но можно и по-другому: тем, что человек, никогда преследованиям не подвергавшийся, не понимает, в чем тут суть. Он гордый свободный сын избранного народа, дипломат и воин, ему может казаться странной беспомощность европейских единоверцев. Что-то вроде отношения некоторых современных израильтян к еврейским проблемам в странах галута.
В императорской тюрьме Давид вел дневник на несколько необычном иврите, и в этом дневнике Реубени не оставил ни единого слова, выдававшего в нем авантюриста и самозванца, ни разу не сбился с тона. Никто из европейских политиков, встречавшихся с Давидом Реубени, никто из еврейских раввинов того времени, никто из ученых и христианских богословов ни разу не высказал сомнений в достоверности сведений, им сообщенных. И это любопытно.

Незадолго до всей этой эпопеи - в 1513 году в Португалию прибыло посольство христианской Эфиопии (возглавлял его армянский купец по имени Матеус) - страны совершенно реальной, но звучавшей для европейцев столь же экзотично.

В эпоху крестовых походов существовало два популярных бродячих сюжета: о легендарной земле Пресвитера Иоанна, находящейся в Азии или в Аравии, где живут в справедливом райском королевстве христианские воины, и второй - о таком же райском и справедливом царстве десяти потерянных еврейских колен, живущих за мифической рекой Самбатион *). Часто оба сюжета настолько смешивали, что считалось, будто они живут там вместе. И кстати, Эфиопия постоянно воевала, то с повстанцами из собственных населённых мусульманами районов, то с соседями, то... с фалашами, чернокожими иудеями (о которых речь еще впереди).

Так что же говорит легенда?sambatyon
В Талмуде упоминается загадочная субботняя река Самбатион (или Саббатион), обладающая чудесным свойством: бурная, перекатывающая камни река совершенно непреодолима по будним дням, но с наступлением времени субботнего отдыха она затихает и становится спокойной. И потому-то евреи, живущие по ту сторону Самбатиона, не могут перейти реку: в будние дни это невозможно, а в субботу было бы нарушением шаббата.

О Самбатионе писали Иосиф Флавий и Плиний Старший.

Этот же сюжет содержится в популярном сочинении 9 века "Книга Эльдада Данита" (Эльдад ха-Дани), где рассказывается о четырех потерянных коленах (сам Эльдад считал себя принадлежащим к колену Дана) По утверждению Эльдада ха-Дани, в центре Африки живут четыре из десяти колен Израиля, чьи следы затерялись со времен ассирийского изгнания: Дан, Нафтали, Гад и Ашер: "И живут они в шатрах, и кочуют с места на место, и есть у них царь, и воюют они с царем Куша [Абиссинии]; есть у них Библия, и Талмуд их написан на чистейшем святом языке, и не упоминает мудрецов Мишны и Талмуда, но сказано в каждой галахе: "Так учили мы из уст Йегошуа, из уст Моше, из уст Всевышнего; и нет у них другого языка, кроме иврита".
Эльдад хa-Дани, по его утверждению, видел и остальные шесть колен в своих странствованиях по Персии, Мидии, Армении, Хазарии и Аравии. Реувен, Эфраим и половина колена Менаше, по его словам, живут набегами, а Иссахар, Звулун, Шимон и другая половина колена Менаше занимаются земледелием.
Много лет странствовал Эльдад хa-Дани из страны в страну и повсюду поражал слушателей своими рассказами (даже великий Раши поверил ему). В особенности о чудесной реке Самбатьон и о бней-Моше"сыновьях Моисея", живущих за рекой.
Легенда о народе, происходящем от потомков пророка Моисея, восходит к истории дароbenjaminвания Торы на горе Синайской, когда Бог, разгневавшись на евреев за созданного ими золотого тельца, предлагает произвести новый избранный народ от Моисея. Эта угроза, согласно простому смыслу Торы, не была приведена в исполнение, но, как любое изреченное слово Бога, она приобретает статус реальности.

Еще более знаменитый путешественник - Биньямин из Туделы (12 век) - упоминает принадлежащих к потерянным коленам темнокожих евреев, проживающих "в стране Куш". Он же пишет в другом месте о возможной принадлежности к десяти коленам евреев Персии.
Но это всё - литература Средневековья.

А с чего же все началось?
Об этом в другой раз, если будет на то ваше желание.

*) Да-да, после "Баундалино" Умберто Эко все уже про эти легенды знают.
И да-да, сама не люблю длинные тексты. Но так уж получилось.



Перечитала. Мда. На бумаге (т.е. на экране) какое-то бледное подобие получается, антиреклама :). Наверное, лучше не продолжать. Подожду немножко и, пожалуй, уберу и это.
Tags: 12 tribes, дела еврейские
Subscribe

  • Ну, и какой же год нас ожидает?

    Начнем с хороших новостей: год будет простой (5779 делится только на себя и на единицу - уффф, ну их эти сложности). Но не обольщаемся: простые ведь…

  • 30 августа. Опять

    шагает по планете... До нашего Дикого Запада еще почти три часа вышагивать, но уже в америках. -- И я тебя поздравляю и желаю много-много счастья в…

  • TWIMC

    Я в Хайфе

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Ну, и какой же год нас ожидает?

    Начнем с хороших новостей: год будет простой (5779 делится только на себя и на единицу - уффф, ну их эти сложности). Но не обольщаемся: простые ведь…

  • 30 августа. Опять

    шагает по планете... До нашего Дикого Запада еще почти три часа вышагивать, но уже в америках. -- И я тебя поздравляю и желаю много-много счастья в…

  • TWIMC

    Я в Хайфе